Лексикон|Архив|Трудности|Этимология|Скажите|Конкурс|Вернисаж|Авторы|Контакт


ГОВОРЫ, ДИАЛЕКТЫ, ПРОИЗНОШЕНИЕ

Однажды мне посчастливилось побывать на уроке постановки дикции, который давали для ведущих молодежного радио два профессиональных актера театра "Атриум". Это была отработка звуков речи, постановка правильного дыхания, а также правильного произношения слов. Меня, москвичку, они "раскусили" мгновенно, причем, не только по всеми узнаваемому московскому "аканью", но и по произношению звуков в некоторых словах. Почему же москвичи "акают", нижегородцы "окают", а вот рязанцы, например, "якают"? И если в каждой области существует свой говор, который вовсе не мешает нам общаться, то стоит ли придерживаться нормы?  И главное: что такое норма языка?

Для примера возьмём тот же московский говор. С 15-го века Москва стала центром Русского государства, и произносительные нормы стали складываться на основе московского говора. В 19-ом веке его влияние возросло. Оно впитало в себя характерные черты живого народного языка, за ним стояла традиция московского Малого театра. Московское произношение  стало произношением старой московской интеллигенции.  Образованные люди во всех местах России старались говорить по-московски. Расположенная на стыке северных и южных областей, Москва объединила в своей манере речи и те, и другие говоры. Вполне возможно, что "аканье" пришло с юга, а ритмика и мелодика разговора сохранилась северная. 

Развивался и просторечный московский язык. Москвичи говорили так, что первый предударный слог в слове был длиннее ударного слога. Отсюда и пошла старая дразнилка для москвичей: "Мы с Ма-асквы, с па-асаду, с ка-алашного ряду�.

Во второй половине 19-го века у московской нормы появился конкурент - петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Его главное отличие от московской нормы состояло в усилении книжного, "буквенного" произношения. Чиновничий Петербург изъяснялся с канцелярским педантизмом � "как пишу, так и говорю". Где москвич сказал бы "Што", петербуржец говорил "Что", московское "ничеВо" в Питере звучало по писаному: "ничеГо" (меня, кстати, всегда почему-то обижает, когда Бориса Борисова, вещающего на чикагских "Новых горизонтах", ведущие объявляют как "нашего московского корреспондента" - ни один москвич не станет произносить что или чтобы со звуком Ч, даже читая с листа - это присуще питерцам, но никак не москвичам!)

Сейчас московское произношение утратило былую роль произносительного канона. Знаменитое московское произношение можно услышать, в основном, в записи старых спектаклей. Вовсе не в обиду питерцам, но петербургское произношение активно не было признано театральной сценой.

И все же норма существует. Норма литературного языка � это относительно устойчивые способы выражения, закрепленные в лучших образцах литературы и предпочитаемые образованной частью общества. Современные нормы произношения стали намного менее жесткими, чем были раньше, появились допустимые варианты.  Приведу лишь несколько примеров с чн и шн.

По современным нормам  употребление шн вместо чн при произношении является устаревшим, в ряде случаев � просторечным. В современном литературном произношении шн обязательно в немногих словах: конешно, скушно, яишница, пустяшный, скворешник, прачешная, перешница; а также в женских отчествах на �ична: Саввишна, Ильинишна, Фоминишна. В словах нового происхождения, особенно тех, которые появились в советскую эпоху, произносится только чн: многостаночный, поточный, съемочный.

В ряде слов произношение шн допускается наряду с чн: яшневая и ячневая, молошный и молочный, пшенишный и пшеничный, лавошник и лавочник, булошная и булочная, сливошное и сливочное, (я, к примеру, совершенно не задумываясь, говорю булоШная, но сливоЧное масло)

Напоследок, вот вам два четверостишия, следите за словом скучно (скушно), которое произносится по-разному, в зависимости от того, с чем рифмуется.

Но, говорят, вы нелюдим,
В глуши, в деревне всё вам скуч(ш)но,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодуШно.

А вот другое, тоже Пушкин:

По дороге зимней, скуЧной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвуЧный
Утомительно гремит.


Другие публикации можно найти в Архиве "Лексикона".
 

 � Copyright 2006 MS School ~ Chicago, Illinois ~  www.lexicon555.com